Внутренняя политика Александра I в 1801-1812 гг.

Читать

Внутренняя политика Александра I в 1801-1812 гг.

Успехи России к концу XVIII века впечатляли. Страна превратилась в крупнейшую европейскую державу. Примерно за век население России возросло с 11,5 до 37, 5 млн. человек. Российской империи принадлежали огромные территории от польских и прибалтийских земель на западе до Камчатки на востоке. Полным ходом шло освоение Аляски. Европейские страны признавали международный авторитет России, которая зачастую выступала арбитром в европейских конфликтах. Российскую империю боялись и уважали.


В то же время, на фоне громких успехов екатерининских времен во внешней политике, внутренне развитии России оставляло желать лучшего. Основу социально-экономических отношений, как и прежде, составлял крепостнический феодализм. Крепостное право пронизывало едва ли не все сферы жизни общества. Даже мануфактурное производство в России носило крепостнический характер.

Крестьяне составляли 90% населения. Около 1% составляли дворяне, еще 0,5% духовенство, около 4% составляли мещане и чуть менее 1% - купечество. Весьма пестрым был и национальный состав империи, что, подчас, создавало больше проблем, чем приносило выгод.

Консервативной была и политическая система страны. Самодержавие по-прежнему было основой политического устройства России, а о развитии парламентаризма или конституционного права (что стало уже нормой во многих западных странах) не могло быть и речи. Интересно отметить, что именно дворянство, а не монарх (как может показаться), не видели какой-либо необходимости в переменах.

Между тем, реальная необходимость в переменах уже назревала. Россия начинала отставать от Европы в экономической сфере. В свою очередь, экономическое отставание вело за собой закономерное отставание и во всех остальных сферах жизни общества.

В таких противоречивых условиях к власти приходит молодой император Александр I – раскаивающийся за молчаливое участие в убийстве отца, но, в то же время, полный энергии для осуществления масштабных преобразований в стране.

Жизнь Александра I до воцарения

Александр Павлович родился в 1777 г. и, как считается, был любимым внуком Екатерины II. На личность будущего императора огромное влияние оказали разногласия во взглядах его отца и его бабушки. Павел I и Екатерина II, как известно, ладили плохо, и на политику имели, подчас, противоположные взгляды. Сам же Александр любил в равной степени как отца, так и бабушку, и не мог в детском возрасте разобраться во всех политических тонкостях и интригах, чтобы уверенно и открыто заявить о своей позиции. Он был всего лишь ребенком.

Но этот ребенок периодически находился, то под влиянием отца, то под влияние бабушки. Павел учил Александра одним ценностям, Екатерина II – противоположным. Павел в беседах с сыном настаивал на необходимости одних реформ, Екатерина II – других. Долгое время разрываясь между самыми любимыми людьми, Александр не нашел ничего лучше, как выработать в себе, по меткому выражению В.О. Ключевского, «двойной прибор манер»: с отцом он вел себя одним образом, с бабушкой – другим.

Важно понимать, что Александр не придумал для себя осознанно некие две модели поведения. Он, напомним, был лишь ребенком, психика которого, под сильнейшим давление влиятельнейших взрослых, не сломалась, но справилась с этим давлением посредством приспособления к неким противоположным условиям.

Так, юный Александр научился быть скрытым, научился производить впечатление согласия с собеседником, не раскрывая своих реальных взглядов, научился нравиться самым разным людям, научился притворству, а может быть даже и лицемерию. Эти качества, заложенные в детстве, окажут огромное влияние на политику Александра уже в качестве императора. Даже Наполеон Бонапарт будет впоследствии называть Александра «византийским хитрецом», что означает высшую степень изворотливости и умения лавировать.

Безусловно, нельзя сказать, что такое воспитание оказалось пагубным для ребенка и дало лишь минусы. Глядя на происходящее в стране то глазами отца, то глазами бабушки, Александр научился критически относиться и к тому и к другому. Екатерина II научила его не забывать о дворянах и не обижать их, ведь они – опора самодержавия. Павел I заставил сына обратить внимание и на простой народ, прежде всего – крестьян.

Еще одним важнейшим фактором, оказавшим сильное влияние на становление личности Александра I, стало то воспитание, которое дал будущему императору один из основных его учителей и воспитателей швейцарец Ф.С. Лагарп, который являлся ярым приверженцем либеральных и республиканских идей. Судя по всему, именно благодаря Ф.С. Лагарпу Александр там глубоко проникся желанием дать России Конституцию, сформировать разделение властей и, по возможности, ввести в империи парламент. Республиканско-либеральное воспитание Ф.С. Лагарпа усилило и антикрепостнический настрой будущего императора.

Александр I мечтал сделать Россию правовым государством, предоставить широкие права всему населению. Порой он даже говорил, что хотел бы дать стране Конституцию и оставить престол, чтобы жить счастливо как частное лицо. Однако, как это часто бывает, суровая реальность наложила свои коррективы на красочные мечты царевича. Из приятного и мягкого мира грез в жесткую реальность Александр погружается резко и сразу одним ударом – и это был удар, убивший его отца Павла I. Александр хотел сместить отца, так как во многом был с ним не согласен и боялся, что отец лишит его престола, но смерти отца царевич искренне не желал. Однако, иной путь к трону тогда оказался невозможен и 12 марта 1801 года народу, в лучших средневековых традициях, было объявлено о гибели одного императора и начале правления другого. Так началась эпоха Александра I в российской истории.

Начало правления Александра I

Вытирая слезы, которые Александр был не в силах сдерживать, узнав о смерти отца, молодой император начал свои реформы. Планов у Александра было много: облегчение положения крестьян, а по возможности – и отмена крепостного права, развитие конституционного права и парламентаризма в России, поддержание авторитета империи на международной арене. Для осуществления таких смелых реформ императору нужна была поддержка. Такую поддержку Александр обрел в друзьях детства, среди которых были граф П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, князь А.А. Чарторыйский, граф В.П. Кочубей. Вместе с самим императором все эти люди вошли в состав так называемого Негласного комитета, фактически представлявшего собой неформальный круг приближенных правителя, на заседаниях которого вершилась судьба страны в начальный период правления Александра I.

Правление Александра I можно условно разделить на два больших периода: 1) до войны с Наполеоном, 2) после войны. Эти периоды различаются не только по внешнеполитическому фактору, но и по внутреннему содержанию. С войны Александр I вернулся уже, во многом, другим человеком, другим правителем.

Реформа Александра I в 1801-1812 гг.

Свое правления Александр решил начать со смягчения внутриполитической напряженности: в честь воцарения нового императора были амнистированы 12 тысяч человек, вновь открыты границы, восстанавливались Жалованная грамота дворянству и Жалованная грамота городам, улучшалось содержание заключенных, а все судебные дела отныне должны были передаваться на рассмотрение в Сенат.

Первые годы реформ были тесно связаны с деятельностью Негласного комитета, который, фактически, распался после заключения Тильзитского мира (1807 г.). Тогда новым «локомотивом преобразований» стал статс-секретарь и генерал-прокурор Сената (с 1808 г.) М.М. Сперанский, являвшийся, практически, вторым человек в России (после императора) вплоть до 1812 г.

Социально-экономические реформы Александра I

Также как и в других сферах, в социально-экономическом развитии император видел главной своей целью на начальном этапе правления «либерализацию» существующих отношений.

Крестьянский вопрос

Взойдя на престол, Александр I сразу же прекращает практику раздачи государственных крестьян в частные руки, запрещает публикацию объявлений в газетах о продаже крестьян без земли. Крестьянам и мещанам было разрешено, отныне, покупать незаселенные земли.

В 1803 г. был издан ключевой для крестьянской политики Александра I указ – «О вольных хлебопашцах». Согласно этому указу, помещики могли добровольно отпускать своих крепостных на волю с землей за выкуп. В истории России, пожалуй, это был первый юридический акт, дававший возможность освободиться от крепостной зависимости. За весь период правления Александра I «вольными хлебопашцами» стали 47 тысяч крестьян, что составляло примерно 0,5% от общего количества крепостных. Еще «вчера», при Екатерине II, помещики открыто называли крестьян рабами и потому «сегодня», при Александре I, были еще морально не готовы покончить с крепостничеством. Справедливости ради стоит отметить, что далеко и не все крестьяне понимали значение этой реформы, и мало кто из них самостоятельно и искренне стремился к свободе с землей за выкуп.

Однако, уже в 1804 г. началась подготовка к отмене крепостного права в Прибалтике. Там были более строго и четко определены крестьянские повинности, за крестьянами закреплено право наследования принадлежащих им наделов. В Прибалтике предполагалось опробовать крестьянскую реформе по отмене крепостного права, а затем применить этот опыт на всю империю.

Реформы в сфере образования

Реформа образования началась в 1803 г. По итогам реформы образование стало более доступным для всех слоев населения, была создана четырехступенчатая всесословная система образования:

  1. первый уровень этой системы составляли приходские школы,
  2. затем шли уездные училища,
  3. третий уровень – гимназии,
  4. а четвертый – университеты.

Число университетов было ощутимо увеличено, расширена их автономия. Если раньше во всей Российской империи действовал лишь один, Московский государственный университет, то при Александре I в 1802 г. был открыт еще и Дерптский, в 1804 г. Казанский, Харьковский и Виленский, а в 1819 г. Петербургский университеты.

В 1811 г. был открыт знаменитый Александровский (он же Царскосельский) лицей, в котором обучался А.С. Пушкин.

Так, в России окончательно сложилась система начального, среднего и высшего образования. В учебные заведения принимались дети всех сословий, мальчики и девочки. Исключение было сделано лишь для крепостных крестьян – их детям были доступны только приходские школы. Для управления системой образования в 1802 г. было создано Министерство народного просвещения.

Реформы Александра I в сфере управления

Александр I стремился к ограничению собственной власти, в чем он видел реальное следование западным идеалам конституционализма и парламентаризма. Решив не рубить с плеча, император начал менять систему управления страной постепенно. Сначала, в 1801 г. был создан Непременный совет – высший совещательный орган империи, просуществовавший до 1810 г. Создание Совета должно было постепенно подготовить народ психологически к введению парламента.

Сенат постепенно превращался в высший орган судебной власти, однако, должен был также контролировать и работу местных властей.

Теперь, когда контуры законодательной и судебной властей были намечены, оставалось создать лишь исполнительную власть. Так, в 1802 г. прежние коллегии были заменены на министерства, которые представляли собой более современную и прогрессивную форму организации правительства. Если раньше, в коллегиях, ответственность была коллегиальной, то есть разделенный и в итоге никто был ни в чем не виноват, то теперь во главе каждого министерства стоял строго определенный человек, несший прямую ответственность перед императором. Для общей координации работы министерств в том же году был учрежден Комитет министров.

Дальнейшее развитие и усовершенствование системы государственного управления ложилось на плечи М.М. Сперанского. К 1809 г. М.М. Сперанский подготовил проект Конституции для Российской империи – «Введение к уложению государственных законов». Основной смысл проекта заключался в следующем: осуществить в стране разделение властей, наделить широкими гражданскими правами все слои населения.

Для осуществления законодательной власти предполагалось создать Государственную Думу, куда бы избирались депутаты от народа (но не напрямую, а в четыре этапа; при этом общее руководство Думой должен был осуществлять назначаемый императором канцлер). Исполнительная власть осуществляется министерствами. Судебная – Сенатом. При императоре должен быть создан Государственный Совет, который будет предварительно рассматривать все законы, поступающие в Думу.

Всё население России, по проекту М.М. Сперанского, должно разделяться на три строго определенных сословия:

  1. Дворянство,
  2. «Среднее состояние» (купцы и государственные крестьяне),
  3. «Народ рабочий» (крепостные, слуги и непосредственно рабочий класс).

Первые два сословия обладают всей полнотой политических прав, включая избирательные права. Третье сословие наделялось гражданскими правами и возможностью перейти во второе сословие.

По задумке М.М. Сперанского, это было лишь начало. В дальнейшем предполагалось полностью ограничить власть императора и отменить крепостное право. Самому императору проект понравился, однако, он не решился сразу реализовать его целиком. Начали с малого – в 1810 г. был учрежден Государственный Совет как законосовещательный орган при императоре. На этом, фактически, реализация проекта М.М. Сперанского и была закончена.

Уже этот незначительный шаг, а также само стремление императора к ограничению самодержавия и отмене крепостного права вызвал такую бурю негодования, что Александр I был вынужден прекратить начатое – он еще слишком хорошо помнил судьбу своего отца. От имени всего дворянства в 1811 г. через «Записку о древней и новой России» к императору обратился выдающийся писатель, историк и идеолог консерватизма Н.М. Карамзин, который настоятельно не рекомендовал увлекаться такими либеральным начинаниями. М.М. Сперанского и вовсе заклеймили французским шпионом и в 1812 г., когда война с Францией была уже неизбежна, Александр I под давлением общественного мнения бы вынужден отправить М.М. Сперанского в отставку.

Основные даты по теме

  1. Правление Александра I – 1801-1825 гг.
  2. Учреждение министерств – 1802 г.
  3. Издание указа «О вольных хлебопашцах» – 1803 г.
  4. Учреждение Государственного Совета – 1810 г.

Термины

  1. Негласный комитет – круг приближенных Александра I, помогавших ему разрабатывать и осуществлять первые либеральные реформа в начале правления императора.
  2. Непременный совет – высший совещательный орган Российской империи в 1801-1810 гг.
  3. Вольные хлебопашцы – категория крестьян освобожденных от крепостной зависимости на основании указа Александра I от 20 февраля 1803 г. «О вольных хлебопашцах»
  4. Государственный Совет – высший законосовещательный орган власти в Российской империи в 1810-1917 гг.

"Полный курс истории. Теория и практика"

Закрепить материал на тренажере ЕГЭ по истории

Предыдущая статья: "Правление Павла I"

Следующая статья: "Внешняя политика Александра I в 1801-1815 гг."

Мои заметки историка в Telegram

Мои заметки обществоведа в Telegram